Столовый этикет
Еда становится все более «утонченной»: малыш начинает пользоваться вилкой
и есть суп не с конца ложки, а с бокового края. Вполне по силам научиться аккуратно
отламывать хлеб: над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть. Пора узнать,
что во время еды на следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой.
Голову только чуть наклоняют и на эту высоту подносят ложку или вилку. Не нужно
дуть на горячую еду и напитки, причмокивать. Нужно есть и пить с закрытым ртом
и беззвучно. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует вначале
проглотить то, что находится во рту, и только потом запить. Хорошо бы до этого
протереть губы салфеткой. Совсем уж «высшим пилотажем» будет пользование салфеткой
по правилам: губы промакивают центральной частью салфетки, а пальцы вытирают
ее краями.
Рекомендации столового этикета мало изменились за века: еще в XVIII веке «младому
отроку» предписывалось, что «неприлично руками по столу везде колобродить, но
смирно себя вести, а вилками по тарелкам, по скатерти или по блюдам не чертить,
не колоть и не стучать, но сидеть прямо, тихо и спокойно».
Речевой этикет
Цель этикета – сделать жизнь максимально приятной, научиться обходить все
углы и нечаянные обиды. Для этого сразу надо учить ребенка разговаривать спокойно
и негромко. Особенно в спальне и других помещениях для отдыха. С помощью голоса
непроизвольно создается некая атмосфера – приятная или тяжелая (и дело не в
смысле слов, а в интонации). Разговаривайте сами мягко и нежно, не повышая голоса.
Так и малыш сможет выработать верный тон в общении.
Этикет общения
Цель – выработать уважительное отношение к старшим и заботливое – к младшим.
Взрослых пора называть по имени-отчеству. Кстати сказать, традиционное вежливое
обращение не только демонстрирует уважение, но и устанавливает дистанцию. К
сожалению, не все взрослые «дяди» или «тети» хорошо относятся к детям. Более
отстраненное обращение убережет от многих проблем.
Взращивается покровительственное отношение к малышам. При всяком удобном случае
предлагайте нечто вроде «помоги Машеньке завязать ботинок». Не упускайте возможности
самим оказать другу ребенка какую-нибудь услугу: накормите, предложите вместе
поиграть. Ваша искренняя помощь – наглядный урок этикета.
Чтобы сделать комфортнее взрослую жизнь, взаимодействию надо учить сейчас. Чаще
говорите о друзьях и дружбе, обсуждая любые тонкости. Например, получив ответ
«я дружу с Васей, потому что он всегда дает мне игрушки», не нужно заканчивать
на этом беседу. Взрослый рискует закрепить односторонне-потребительские представления
о дружбе. Лучше продолжить: «А ты?» – «Я тоже даю игрушки». – «А это приятно
– делиться с другом?» Затратьте на общение побольше времени: эти беседы помогут
ребенку понять и принять ценность дружбы.
Этикет в одежде
Опрятный внешний вид и навыки самообслуживания становятся нормой. Теперь
ребенок может мыть руки мылом, чистить зубы пастой, пользоваться носовым платком.
Он сам следит за своей внешностью – причесывает волосики (конечно, если они
короткие), выбирает платье. К счастью, теперь это нетрудно: дети кокетливы и
хотят нравиться друг другу.