Мне уж за 60 – а до сих пор помню ту радость общения с мамой и бабушкой, которую они привнесли в мою душу и сердце, читая потешки и прибаутки.
Например, мама, водя кругами пальчиком по моей ладошке, улыбаясь, говорила:
- Сорока-ворона кашку варила, деток кормила …
Было щекотно и весело, потом она делала массажик пальцев (этому дала, этому дала…), затем ставила свой палец в середину моей ладошки и хитровато произносила:
- А Геночке не дала! – и я должен был поймать «сороку» за клюв, чтоб и мне она дала кашки – то-то было смеху!
Или бабушка, искупав меня в корыте, затем поливала чистенькой теплой водичкой из ковшика и произносила:
- С гуся вода, с лебедя вода – с Геночки вся худоба.
Потешки (пестушки) оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. С помощью потешек - пестушек осуществляются те эмоционально - тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям!
Таких чудо-стишков великое множество. Вот, что я нашел для вас в интернете.
Просыпаемся:
Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке (Пашеньке, Дашеньке, Машеньке, Надюшеньке и т.п.)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
*
Петя, Петя, Петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Ане спать не даешь?
Умываемся:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
*
Водичка - водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
*
С гуся - вода,
С младенца - худоба
Укатись вся.
Учимся ходить:
Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
*
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
*
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
*
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
*
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
*
Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
*
Придет киска, не спеша,
И погладит малыша.
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
*
Раз зубок, два зубок -
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку -
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
*
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
*
У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем
Одеваемся:
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
*
У нас Олеженька один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
*
Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек - обносочками,
Молодых молодушек - ленточками.
Массаж полезен в любом возрасте, не только полезен, но и приносит удовольствие. Когда мама делает своему малышу массаж — довольны оба — мама и ребенок. А если прочитать во время массажа вот такие стишки — удовольствия, радости и улыбок будет вдвойне больше!
Рельсы, рельсы.
(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы.
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щипаем спинку)
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем — стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Отправил.
*
Ладушки, ладушки
Где были, у бабушки
Что ели? Кашку!
Что пили? Простоквашку!
Кашка масленька,
Простоквашка сластенка.
Приговариваем и вместе с малышом хлопаем в ладоши
Для развития мелкой моторики идеально подходит следующая потешка (загибайте ребенку пальчики, начиная с большого):
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну, а этот лишь глядел!
Разгибать пальчики, начиная с большого, можно под следующую потешку:
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Также полезной является потешка «Сорока-ворона». Указательным пальцем делайте круговые движения по ладошке малыша:
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдавала. (теперь загибайте пальчик)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Также помните и об эмоциональной окраске того, что говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Ваши слова должны вызывать эмоциональный отклик у малыша.
Бурю положительных эмоций у ребенка вызовет потешка «Коза рогатая». Для этого сделайте из указательного и среднего пальцев рук «рога» и шевелите ими, приговаривая:
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает! (пощекочите малыша «рогами»).
девочки и мальчики посчитаем пальчики 1-й толстенький большой, указательный 2-ой, 3-ий пальчик просто средний у него по два соседних , а 4-й безымянный так его назвали странно. 55-йпальчик очень мал и мизинчиком он стал .
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.
При перечислении имен каждый пальчик ей массажируется.
Мишка косолапый по лесу идет(делаю шаги, когда малютка лежит),шишки собирает(щипаю, либо даю в ручки игрушки), песенки поет, шишка вдруг упала, прямо Мишке в лооооооб(легонько стучу его кулачком по лбу)! Мишка рассердился, и ногою Топ(топаем ножкой)!
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
(и дальше массажик пальчиков, начиная с мизинчика)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - жарить стал,
Этот пальчик - помогал,
Этот пальчик только ел,
Потому и потолстел.