Трехлетний
ребенок взял вдруг манеру делать все наоборот. Спрашивают его: "Какого
цвета твоя рубашка?" Отвечает: "Красного!" Хотя рубашка
зеленая, и он прекрасно это знает. Включается в игру "Съедобное-несъедобное"
- тоже сюрприз. Все, что принято есть в человеческом обществе, "отвергает".
Зато демонстративно хватает мяч, когда ему предлагают "полакомиться"
стулом или рваными ботинками. И руки не моет после улицы, хотя знает:
с грязными руками его за стол не посадят. Откуда такая вредность?
Секрет вредности малыша объясняется кризисным возрастом. Родители,
как правило, знают о подростковом кризисе и о возможных сложностях
поведения подростка. Но маленький ребенок может вести себя похожим
образом - только с "другим размахом". Как и подросток,
трехлетка испытывает желание перекроить мир на собственный лад,
подвергает испытанию привычные нормы поведения и проверяет на прочность
психическую устойчивость взрослых. Правда, арсенал средств у него
ограничен. Препирания, речевая "вредность" - то, что ему
по силам. Тем более что он совсем недавно освоил речь и продолжает
выяснять ее возможности.
По отношению к малышу кризисного возраста
от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность в выполнении
правил повседневной жизни. Руки перед едой надо мыть. Шапку
в ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу
с чистыми ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться,
и в их исполнении взрослый должен быть последовательным. Нельзя
сегодня запрещать есть грязными руками, а завтра не обратить на
грязные руки ребенка внимание, ничего "не заметить".
Но для благополучного преодоления духа противоречия, "вселившегося"
в трехлетку, нужны и особые меры, учитывающие психологические особенности
и проблемы возраста.
Малышу нужно читать как можно больше текстов,
в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций.
Классический пример - "Путаница" К.Чуковского. Много подобных
стишков в фольклорных подборках для малышей, в переводах английских
текстов для маленьких.
Кроме чтения, при любом возможном случае,
опережая возникновение конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке
игру под названием "Делай все наоборот": "Давай
сегодня делать все наоборот. Я тебе буду говорить: "Антоша,
а ну-ка не мой руки!" А ты возьмешь - и помоешь! Я тебе скажу:
"Антоша, мы не идем гулять!" А ты что должен делать?"
И т.д. Ребенку условия такой игры невероятно нравятся. Они отвечают
его внутреннему состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил
хмурить брови и деланно возмущаться: "Нет! Вы только посмотрите!
Мы не идем гулять! А он уже оделся! У нас все садятся за стол с
грязными руками! А он зачем-то их помыл!" Выдерживаемая взрослым
игровая позиция вызывает у ребенка восторг.
Но он попадается в собственную ловушку: делая "все наоборот",
удовлетворяет действительным требованиям взрослых. Чтобы игра не
приелась, в нее время от времени нужно вносить новые элементы: например,
мальчика называть девочкой, маму - папой, собачку - кошкой, птичку
- рыбкой: "Сейчас наша девочка Коля будет собираться на прогулку
и оденет вот такую красивую юбочку!" (На самом деле ребенку
предлагаются привычные джинсы.) Или: "Ой, какие рыбки уселись
на дерево у нас под окном! Перед тем как лечь в кроватку, их нужно
обязательно пересчитать!" Можно прибавлять ко всем именам существительным
уменьшительные или увеличительные суффиксы: "Мы сегодня за
обедом будем есть не суп, а супище, не котлету, а котлетищу! На
прогулку оденем не ботинки, а ботинищи, не куртку, а куртище"!
Говорить новообразованные слова нужно "толстым" голосом,
усиливая эффект преувеличенных размеров предметов. В некоторых ситуациях
можно предложить ребенку вообще не использовать слова и поиграть
в "глухонемых" - объясняться с помощью мимики, жестов
и движений губ. Такой прием заставляет малыша постоянно следить
за поведением взрослого, угадывать его желания и предложения. Это
своеобразная игра в загадки. Разгадкой, наградой за внимательность
становится правильное выполнение требований. А ведь именно это и
нужно родителю!
Что происходит в результате приобретения подобного игрового опыта?
Некоторое время назад ребенок открыл для себя возможность противоречить
с помощью речи. А взрослый помогает ему продвинуться в этом открытии
дальше: оказывается, противоречия могут смешить! Так в ребенке пробуждается
чувство юмора. Малыш пытается изменить привычную картину мира, называя
красное зеленым. Еще интереснее вместе придумывать новые слова.
Речь от этого становится выразительней, а жизнь невероятно разнообразится.
Малыш не желает подчиняться требованиям, выраженным обычным языком.
Пусть руководствуется языком жестов. Такие упражнения очень полезны,
развивают эмоциональность и телесную выразительность.
Иными словами, то, что было поведенческой проблемой - вредность
трехлетки, - становится катализатором речевого развития, работает
на обогащение речи малыша. Взрослый, что называется, всего лишь
должен "поймать момент".