Мой племянник Андрей КодЫненко (сын родного брата Миши, так же записанного через Ы, не не через И) не раз упрекал меня:
- Дядя Гена. Вот вы родословную по линии своей мамы Клюкиной составляете, а по линии отца Кодиненко Федора Михайловича не хочете.
Я твечал ему – что рад бы, но нет ниточки, уцепившись за которую, можно было бы размотать весь клубок.
В поисках родных корней по маминой линии – я такую ниточку счастливо нащупал. Тогда я, нее зная буквально ничего о родословной по этому направлению, собрал в единый материал все свои детские воспоминания об отрывочных разговорах старших на этот счет и выложил в интернет.
И все это время меня не покидало, так знакомое творческому человеку, ПРЕДОЩУЩЕНИЕ, что кто-то откликнется.
И это предощущение меня не подвело.
Вначале меня отыскали Гена Клюкин и его жена Валя – и мы съездили к последнему старожилу Клюкиной заимки – дяде Саше.
И я добавил к своему первому материалу - воспоминания дяди Саши и фотографии с родины прадедов.
Затем меня через интернет счастливо нашла моя драгоценная сестренка в невесть каком колене Ольга Викторовна Корепанова-Клюкина – и вновь добавился огромный объем материала.
Затем из Берлина написал новый наш брат Саша Клюкин – и мы вышли на родственницу Руфу, у которой так же были некоторые дополнительные материалы.
И в результате, сложилась уже, более менее, полная картина, темные и туманные места которой можно было уже целенаправленно проверять.
А вот с родословной по отцовской линии такой ниточки не было.
Не знал не только его точного места рождения, но и даже точного написания фамилии.
Фамилия КодИненко и КодЫненко, введенная в поисковик, – выдавала лишь несколько тысяч ссылок на меня, сердешного, как говаривала бабушка Лиза, да несколько ссылок на племянника Андрея.
Так, думал, и останется непроясненной эта сторона нашей родословной.
ПОЯВЛЕНИЕ НАДЕЖДЫ
И вдруг 25 октября 2012 года с ресурса «В контакте» пришло сообщение:
- Геннадий! Я и здесь Вас нашла.
Это Галина Гогина-Иванова (Россия, Московская обл., Долгопрудный) дочь Мареева Сергея и внучка Максима Григорьевича Мареева-Кодиненко. Что-то Вы давно не появляетесь на сайтах. Хотелось бы с Вами пообщаться.
(Действительно, я на различных ресурсах появляюсь очень редко. Меня проще всего отыскать по Е-мейлу, который внизу этого материала.)
Но вернемся к теме.
Я давно знал, что в Москве когда-то проживал родной брат деда Михаила Кодиненко (буду писать эту фамилию через И, потом поймете почему) Максим. И у него были дети.
Папа с мамой как-то ездили туда из нашего села Октябрьского Челябинской области – и было много разговоров, как живет Москва. И после той поездки мама лет 20 бережно носила, а потом хранила привезенные оттуда платья.
А в 1966 году во время зимних каникул в школе, где я заканчивал 10-й класс, мы с дедом Михаилом тоже ездили в Москву. Но, к тому времени, его родной брат Максим уже умер. И у меня тоже осталась масса впечатлений.
Нет бы, расспросить всех об истории нашего рода, пока живы люди, помнящие многие детали!
Но, как и в истории с мамой – когда я все откладывал расспросы о родословной, так и в этом случае – меня занимали другие проблемы. Папа с мамой были живы – и думалось, все успеется. Ан нет!
Всем советую: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Особенно в расспросах родных о их прошлом. Не понадобится вам, понадобится детям и внукам… Которые непременно начнут искать свои корни. Иначе без корней – человек ничто. Полная сирота. Это я всеми фибрами души почувствовал в своей старости.
И вот это письмо Галины Мареевой-Кодиненко и стало той счастливой ниточкой, потянув за которую вместе с ней, мы вдруг размотали клубок нашей родословной вплоть до 17 века.
Не буду утверждать, что все данные там, для меня кристально ясны.
Но это та основа, которую пора забрасывать в интернет. И которая, как и в истории с родословной по маминой линии, уверен, поможет будущим нашим родным по линии Кодиненко и другим помощникам уточнить туманные пока детали. А мне, пока я жив, совместить их в этом материале.
Галина, неожиданно для меня, сообщила, что родной брат деда Михаила Кодиненко – Максим носил фамилию жены и был Мареевым.
У Максима было 6 детей.
Отец Гали – Сергей Максимович Мареев (Кодиненко) младший из сыновей.
На фото, пишет Галя: Дедушка Максим со мной и папой(слева)
У Максима Григорьевича (18.09.1880-13.08.1958г.г.) было шестеро детей и падчерица - Полина Степановна Мареева. Вся семья проживала под Москвой
в д. Красная Горка.
Родные дети Максима Мареевы-Кодиненко:
1 Николай - жил в г. Долгопрудный Мос.обл.
2 Михаил 1916-1988 - жил в Москве по ул. Руставели, 6-д, корпус 1, кв. (известна). Затем по адресу ул. Милашенкова, д.12, кв.-174.
3 Сергей 1919-2003 жил в г. Долгопрудный.
4 Мария 1924г.р.живет в г. Лобня Мос.обл.
5 Надежда 1928-2007 жила в Москве.
6 Дочь(Зина ???, родившаяся вне брака во время войны1941-1945г.г.), жила со своей матерью отдельно от Максима в г.Долгопрудный.
По линии отца, сообщает Галя, все старички умерли, кроме тети Маши.
Коля, Миша, Сергей (отец) - все работали на заводе. Только отец работал на военном. Был отличник авиационной промышленности, орденоносец. Тетя Маша всегда работала в "Бутырке".
Все дети были прекрасные песенники. Мужчины отличные гармонисты!
Отец: Мареев (Кодиненко) Сергей Максимович родился 26 октября 1919 г. Закончив 7 классов поступил в ФЗУ. После стал трудиться на авиационном заводе "Знамя". Проработал на нем почти до пенсии. Но заболел, получил инвалидность. Сказались годы эвакуации. Его тогда отправили с заводом на Урал в г. Киров. Был уважаемым человеком. Рационализатор, отличник качества, кавалер ордена Трудового Красного знамени.
Жена Сергея - Мареева (Сидорова) Зоя Ивановна.
И дети дочь Татьяна 1949г.р. по мужу Чичигина, и я - Галина1953г.р.по мужу Иванова.
Мы обменялись с Галей несколькими фотографиями из наших альбомов.
Задний план слева направо - Алексей Михайлович Андрианов, Надежда Максимовна Андрианова(Мареева), Зоя Ивановна Мареева, Сергей Максимович Мареев, Мария Максимовна Чистова(Мареева),Надя Чистова, Михаил Чистов, Максим Григорьевич Мареев-Кодиненко. Передний план-Таня Мареева, Галя Мареева, Коля Чистов, Валя Андрианова , Саша Андрианов. Дополнение: Валя Андрианова умерла в возрасте 5 лет 7 месяцев, Саша Андрианов умер в 2009 году.
ПОЧЕМУ ДЕД МАКСИМ КОДИНЕНКО СТАЛ МАРЕЕВЫМ
На фото Максим Григорьевич (Кодиненко)- Мареев
(18.09.1880-13.08.1958г.г.)
Далее, Галя сообщила, что, со слов отца: его мама (жена Максима) работала служанкой у барина. У нее погиб муж Степан Мареев на войне (какой не знаю). Дед Максим у этого же барина работал конюхом. Барин уважал честных и трудолюбивых. Он и поженил их. У Наталии Васильевны (бабушки) было небольшое хозяйство. Чтобы документы не переделывать, Максима Григорьевича Кодиненко записали Мареевым.
Я вспомнил, что как-то мой дед Михаил Григорьевич обмолвился как-то, что его московский брат Максим «был в холопьях у барина». Хочу отметить, что холоп по-украински – это просто слуга, работник. И не имеет того оттенка уничижительности, который это слово несет в русском языке.
Но, что-то уже тогда я мало верил деду.
Помню, что в детстве у меня было предощущение, что старшие что-то скрывают, умалчивают или несколько искажают в своих отрывочных рассказах о истории рода.
Страшные догадки о кровавой изнанке советского государства жестко обрушились на меня впервые, когда классе в 5 мы изучали тему «Уничтожение кулачества, как класса».
Уничтожение…Что-то, идущее из темных глубин подсознания, заставило меня тогда внутренне вздрогнуть при взгляде на картинку из учебника, где решительные колхозники и колхозницы в красных косынках стояли гордо перед телегой, на которую была усажена подавленная семья с ребенком и узлом пожитков. А у телеги военный в буденовке и винтовкой со штыком.
И, вызывая холодный пот, ворочалась мысль: «Их повезли… уничтожать?». Посмотрел на учительницу и решительно спросил:
- Ладно, кулаки были враги советской власти – но дети-то и женщины причем?
Учительница густо покраснела.
И еще вспомнил, что отец, который никогда не жаловался на жизнь, как-то уже перед смертью, обмолвился, что дед Михаил после Октябрьского переворота во время коллективизации был избран в своей украинской деревне председателем колхоза. Но раздал на трудодни все, что люди заработали. И его за это отправили в лагеря в Крым.
Отец Федор, по его личным воспоминаниям, во время Голодомора, когда в Украине 1932- 1933 году погибло свыше 3 миллионов человек - буквально пух от голода. Спасла зарубежная продовольственная помощь. Потом папа кончил какое-то ФЗУ и был призван в Армию, на Дальний Восток. А дед, освободившись, в 1939 переселился на Урал в село Октябрьское.
Но мой двоюродный брат Василий Сергеевич Бессараб (его мать Надежда была родной дочерью Михаила Григорьевича) сообщил мне интересную деталь: дед Михаил, действительно бы председателем колхоза и за раздачу трудодней колхозникам был арестован. Но ему помог спастись из лагерей М.Фрунзе, с которым дед был знаком.
В то время в Украине разворачивался маховик репрессий против казачества, к котором принадлежал мой дед Михаил.
Спасшись из лагерей, дед, не долго думая, дед уехал в Москву к младшему брату Максиму, где можно было затеряться людей. Одна из достоверных версий, что они работали в Москве конюхами.
Сменить фамилию – было очень мудрым шагом, чтоб запутать следы. Максиму это удалось еще раньше, при женитьбе на Мареевой.
А Михаил оставался Кодиненко.
Но в 1937 году в село Октябрьское приехал отец Василия Бессараба, женатый на дочери Михаила Надежде (в девичестве Кодиненко). Он-то и написал и в Москву, и в Украину, что земли в селе Октябрьском неплохие, хорошо дают зерна на трудодни.
И мой дед Михаил Григорьевич в 1939 году подался из Москвы на Южный Урал.
Сейчас, знакомясь с архивами, я знаю, что и до и после Голодомора в многострадальной Украине велось аграрное переселение с 1927 по 1939 годы огромных человеческих масс. «Конструкторы» советского государства тех, кого не уморили и не сломили голодом, переселяли в разные концы России «на стройки народного хозяйства». Только в планах кровавой партии большевиков было обозначено 5,4 млн. человек, которых требовалось сорвать с насиженных родных мест. А количество «добровольных» мигрантов, пошедших на так называемое «самораскулачивание», и самовольное убытие с родины, становящейся могилой вообще учесть невозможно.
Вот этот страх новых репрессий, на мой взгляд, и объясняет, почему мой дед Михаил не стал докучать паспортистам, тем фактом: его фамилию записали через Ы. Как говорится: не до жиру – быть бы живу…
Дед с женой Татьяной, которую помню все время сухонькой и согбенной, потому что тяжело по-женски болела еще с родов в 1920 году моего папки Федора, жили на краю с. Октябрьского в землянке.
Невдалеке с мужем Федором Сергеевичем Бессараб проживала дедова дочь тетя Надя и пятеро их детей. И в некогда крошечном населенном пункте Калмыково – ставшим селом Октябрьским, в эти годы поселилось и было переселено сюда много украинских и немецких семей.
Деревня Калмыково (затем Октябрьское) – была казацким поселением из ряда станиц, расположенных по границе с Казахстаном.
Невдалеке – на восток, виднелась деревенька со специфическим названием Караульное. А там за ним километрах в 7 Киевка, где теперь живет дядя Саша Клюкин, а еще чуть восточнее – родина мамы и моих предков по материнской линии – Клюкина заимка. Где совсем недавно шестеро мох трудолюбивых прадедов по материнской линии после Столыпинской земельной реформы арендовали более 17 тысяч десятин земли. И вместе со своими многочисленными детьми построили десятки домов под железными крышами, трехэтажную мельницу с маслобойкой и электростанцией. Но были так же разорены и едва под корень не уничтожены кровавым большевистским режимом, который вел безумно жестокую борьбу против собственного народа, ослабляя и обескровливая страну, от чего ее потери в второй Великой Отечественной стали еще более трагичными.
ОКТЯБРЬСКОЕ… Как в последствие я слышал от одного осведомленного человека, Октябрьскими называли населенные пункты, куда новые правители страны выселяли «неблоганадежных».
Действительно, если взять адресный справочник – то сел и поселков с этим названием на территории России отыщется несколько десятков. Даже в Челябинской области есть и поселок Октябрьский, невдалеке от Коркинсих и Копейских шахт, и наше лесостепное село Октябрьское.
Но тогда в детстве обилие немецких и украинских фамилий воспринималось – как данность. Еще в деревне был один еврей с семьей и один татарин.
Старшие знали – почему они здесь, а детям этого знать было не положено.
Папка во время войны дважды приходил сюда на побывку после ранения.
Бесшабашный фронтовой красавец дружил то с одной бабенкой, то с другой. А после войны встретил красавицу - мою маму Тамару.
Мой старший брат Миша 1948 г.р. родился в той же землянке, где жили дед, баба Таня и мои родители. Там же зачали и меня.
Мама всеми своими силами тянула отца «в люди», который полностью отдался радостям жизни после жуткой фронтовой бесконечности. Настояла на строительстве дома.
От Василия я узнал радостную новость. Оказывается в селе Октябрьском я жил в нашем родовом доме, который когда-то на Клюкиной заимке братья Клюкины построили для своего брата Тараса, женившегося на Елизавете Власьевне Сухановой.
Фронтовикам тогда давали кредиты на строительство жилья. И отец, совместно со своими друзьями-фронтовиками разработали буквально воинскую операцию по вывозу этого дома с Клюкиной заимки в село Октябрьское.
Дело в том, что новая власть буквально изголялась над теми, кого не успела репрессировать или разорить.
Никак не давали разрешения забрать этот дом, в котором после смерти мужа тогда проживала моя бабушка Елизавета Власьевна.
Но друзья отца и моя мама, сумели заручиться поддержкой прокурора села Октябрьского. Законно или не законно – история об этом умалчивает, но у отца на руках была бумага с решением суда, разрешающим вывоз нашего родительского дома с Клюкиной заимки в село Октябрьское.
И, когда местные советчики буквально перегородили дорогу подводам с арбами, в которые были погружены бревна дома, отец сунул им под нос эту спасительную бумагу. И где-то в течение нескольких дней этот дом был поставлен:
«В селе Октябрьском,
На улице Советской,
В стране с названьем гордым СССР…» - как я написал потом в одном из своих стихотворений.
По уточненным, с помощью Галины и Василия, данным, у Григория было четверо детей:
1.Мария (по мужу Марченко)
2.Максим 18.09.1880-13.08.1958г.г. Его жена Наталия Васильевна: 08.09.1883-29.01.1966г.г.
3.Михаил (21.10.1884 – 06.03.1971), был женат на Татьяне Ивановне Сокур (15.01.1888-15.01.1961)
4.Иван.
К сожалению, отчества Григория – отца Марии, Михаила, Максима и Ивана мы пока не знаем. Василий считает, что фамилия у него была Кодиненко. Согласен он и с моей версией, что она могла образоваться от клички Кодинец.
Ниточками для поисков людей, знающих что-то дополнительное об истории семейства Кодиненко, Василий Бессараб назвал следующих людей.
Некогда по адресу :Полтавская обл., г. Лубны, ул., Советская, д. 3-в, кв. 13 проживала Остапенко Мария, которая (или ее дети) могут что-то знать по этой теме.
А так же по адресу Полтавская обл., Лубенский район, с. Александровка жил Бессараб Лука Сергеевич (родной брат отца Василя Бессараба – Федора Сергеевича), сейчас там проживает дочь Луки – Марфа Лукинична. Сын Марфы в свое время собирал историю семьи и ближайших родственников.
А так же надо сосредоточить усилия на поиске данных переписи населения и ревизских сказок по Полтавской области (губернии) - и там искать Григоря, у которого были дети: Мария, Михаил, Максим и Иван. Чтоб узнать отчество Григория - а значит это будет имя его отца. И далее копать по направлению родословной. От Кодинцев ли она идет или от Кодиненко?
Мама из землянки ушла в роддом и вернулась в только что возведенное для нас детей - родительское гнездо.
Дед Михаил с бабой Таней до самой их смерти жили в этом же доме в одной половине.
А папа, мама, бабушка Лиза и брат Миша и я – во второй.
В 1957 году здесь же появилась сестренка Таня.
На фото слева направо : Клюкина Елизавета Власовна, стоят мой брат Миша, Кодиненко(Клюкина) Тамара Федоровна, Кодиненко Федор Михайлович, сидят дед Михаил Григорьевич Кодыненко, его жена Татьяна Тимофеевна, у деда на коленках сижу я.
Я выслал эту фотографию Гале.
Она ответила:
«Родители у тебя красивые. С возрастом мне тоже показалось, что мои так же темнят с нашей фамилией. Еще со слов отца был у деда брат, по-моему, Иван. Он был военный. И перед войной1941г. Переехал на Дальний Восток и, кажется, жил потом в Хабаровске. А также говорили, что и деда Мишу он перетащил. А вот видишь, как случилось. Про лагерь я слышу впервые. Лихие были времена. Я вот сама только узнала, что отец моей бабушки (по маме) был крупный лавочник. И владел полем, где мы приобрели участок. Вот ведь круговорот какой!
Где я только не лазала в интернете. Хорошо, что тебя нашла!»
Да, Галя, и я счастлив, что мы встретились!
Двое суток я был в радостном возбуждении от нового ПРЕДОЩУЩЕНИЯ, что ниточка родословной по отцовской линии вот-вот потянется. Рыскал в интернете, задавая поисковику самые разные варианты вопросов. Нашел Гугловскую карту Украины, отыскал город Лубны. И, словно тогда в детстве в 1961 году «поехал» от него искать Н.Иржавец и село Дмитриевку, вспоминая, где же дед показывал свой родительский дом?
Дело в том, что в 1961 году мы с дедом ездили на его родину.
Кроме того, я уже писал ранее, что от прошлого отца и деда остались только несколько старых фотографий и письма.
Одно с Украины. Адрес: Полтавская обл., Оржицкий р-н, с. Дмитровка. На штемпеле цифры неразборчивы, но почтовое отделение Лукомье.
Оттуда отцу пишет Клипарев А.П.
Сейчас обратный адрес звучит так: Полтавьская обл. Оржицкий р-н, п/в Лукомье (Лукомiя), село Дмитровка (Дмитрiвка) «Здравствуй мий брат»…(Может, двоюродный?) Сообщает, что у них семья шесть душ. Он получает 42руб. 50 коп. А Полька (жена?) – 36 рублей. Вчера Гриша и Нина приезжали проведывать (наверное дети). Ваня живет в г. Лубны, у него две дочери.»
(Помню, мы, действительно, когда ездили в Украину, сперва заезжали к кому-то в г. Лубны. Возможно его звали Иван, он был отставной военный, работал плотником на винзаводе, только что отстроил дом. И у него тогда была дочь – где-то 1950 года рождения. Потом от них поехали на родину деда, в деревни Н.Иржавец и Дмитровка.)
А так же открытка с обратным адресом:
Полтавская обл. Оржицкий р-н, п/в Лукомье (Лукомiя), село Нижний Иржавец (Нижнiй Iржавець). Марченко Иван Ильич. На штемпеле дата 27.12.80.
Семья Марченков поздравляет с новым годом.
Я сообщил эти данные Гале
И вскоре от нее, так же ярко загоревшейся идеей разыскать корни фамилии Кодиненко, приходит письмо:
- Найди в инете книгу Степная Лубенщина, там по-моему, говорится что наши предки Кодиненки были хуторские крестьяне. Но, может, и ошибаюсь.
Я отыскал прочел – и сердце екнуло - вот она наша родословная!
РОДОСЛОВНАЯ, УХОДЯЩАЯ В ГЛУБЬ ВЕКОВ
Кому интересно, может обратиться к ссылке.
Степная Лубенщина, В. Милорадовичъ.
http://iht.univ.kiev.ua/library/ks/1904/pdf/kievskaya-starina-1904-2-F-(0275-0296).pdf
Но пока я не буду приводить весь интересующий меня текст. Приведу лишь ключевую для дальнейшего исследования фразу: «Крестьяне хутора Высшій Иржавецъ, а также Низшаго Иржавца и Барвинщины, доставшейся Хильчевским, а от них в приданное Н. К. Барвинскому, носятъ слѣдующія фамиліи: …Кодиненки, Криворучки, Лысенки… Шамраи, Шкаруны…»
А ведь как все знакомо!!!
Повторюсь: когда в 1961 году мы ездили на родину деда – то посещали как раз эти населенные пункты. И в одном из них показывал огромный, по-сравнению с крестьянскими хатками, отчий дом на пригорке.
Кроме того – в Октябрьском во время моего детства проживали и Криворучки, и Лысенки, и Шамраи…
Это ведь так естественно – уехал из ставших гиблыми мест, один, написал радостное письмо на родину – и потянулись другие.
Но из прочитанного материала я сделал – совсем другие выводы, нежели предварительно сделала Галя.
Да, вполне вероятно, что не столь давними нашими предками были Кодиненки. Но история этой фамилии, по моим наблюдениям, уходит далеко в глубь веков.
Попробую это обосновать.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ
Читателям этого материала может показаться странным, почему я Кодинцев ставлю прямыми предками нынешних Кодиненко?
Во-первых, как говорят исторические данные, изложенные в материале «Степная Лубенщина», что Н.Иржавец организовали Кодинцы.
И дед Михаил, с которым мы ездили в этот населенный пункт в 1961 году, показывал там огромный родительский дом на пригорке, куда «на гору отселили Ивана, сына Захария».
Этот дом был раза в три-четыре больше крестьянских хатенок. Значит, в нем жил однозначно, не бедный батрак-крестьянин.
Да и интуиция, перешедшая мне от отца и развитая десятилетиями журналистской работы, а так же куча мелких деталей (в которых, как известно и скрывается Дьявол – а в данном случае истина), которые из-за за экономии места, здесь не привожу – убеждают меня в правильности моей версии.
Упомяну лишь детские наблюдения над могучим дедом Михаилом, который был среди колхозной мелкоты с трусливыми повадками и бегающими глазками холопов – словно Гуливер или Атлант. Он был конюх, потом садовод, потом сторож – но внутренняя сила, исходившая от него, говорила мне, что он не из мелких людишек, а роду более крепкого.
Да и председателем колхоза рачительные украинцы не изберут какого-то безродного шарамыгу.
Но об этом позже.
А пока - журналистское расследование.
Согласитесь, было бы странно, что Н.Иржавец одновременно являлся родиной разных колен: Кодинцев и Кодиненко.
Кроме того, для, меня получившего филологическое образование и знающего, как образовывались фамилии, было явно, что Кодинцы превратитлись в фамилию Кодиненко, получив распространеннейший при образовании украинских фамилий суффикс –енко.
Чтоб подтвердить эту догадку, обратился к словарям и научным исследованиям о происхождении фамилий и нашел подтверждение своим догадкам:
«Украинские разговорные формы именования сыновей по отцу нашли свое отражение в фамилиях посредством суффиксов -енко (-єнко) и -ук (-юк), -чук. Именование с формантом -енко, возникшим путем соединения суффиксов -еня и -ко, имевшее первоначальное, так называемое, деминуитивное значение, т.е. как и слова на -еня (зайченя, козеня, хлопченя), обозначали молодых лиц, недорослей: бондаренко — изначальное «маленький бондарь, сын бондаря», Иваненко—«маленький Иван, сын Ивана».
Но возникает резонный вопрос: почему несколько веков упоминается слово (я намеренно НЕ говорю, фамилия) Кодинец, и вдруг на рубеже 1900 года это слово превратилось в фамилию Кодиненко? (Которая, кстати, в русском языке не склоняется, но в Украине могли говорить и Кодиненки.)
А все дело в том, что на Руси и в Малороссии, массовых фамилии не было как раз до этого времени.
На Руси изначально были КЛИЧКИ, которые ЗАМЕНЯЛИ фамилии. У БОЯР фамилии появились в момент образования ГОСУДАРСТВА в ХIII веке, а крестьянам стали присваивать фамилии по названию деревень и поселений принадлежащих боярам.
Фамилии у крестьян ОФИЦИАЛЬНО появились при ПЕРВОЙ ПЕРЕПИСИ населения (ревизских сказок) в ХVIII. Всеобщая перепись населения Российской империи проведена 28 января (9 февраля) 1897.
Результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырём городам (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Варшава) и острову Сахалин. Публикация длилась до 1905 года.
Из сказанного получается вывод:
Кодинцы не были ни шляхтой, ни дворянами, а служивыми людьми, казаками (сотникми) - то есть авторитетными и храбрыми, умевшими командовать и уважаемыми. Соответственно, инициативными и не бедными.
Поэтому могли приобрести земли и хутора и содержать огромные хозяйства вместе с наемными рабочими.
Однако, Кодинцы – это не фамилия. А скорее кличка по месту географического происхождения.
И действительно, ища ее истоки происхождения, я наткнулся на данные, что в Архангельской области, Онежском районе есть такой поселок Кодино. Расположен на двух небольших реках - Вычере и Кодине. Кодина, в свою очередь, впадает в могучую реку Онегу.
Само собой, что выходцев из этих мест называли кодинцами. По аналогии: муромец - из мурома, чухонец - из эстонских болот, из чухны..
На Дон, на Кубань люди неординарные шли из многих мест, однозначно, из Кодина тоже.
Казаками-воинами, тем более их предводителями - становились могучие, спокойные и, в то же время, решительные, отвественные и… с могучей интуицией люди. Таким могучим сангвиником был и мой дед Михаил. Да и видно по фотографии, дед Максим – тоже.
На реке Кодине - все кодинцы, это не может быть отличительным признаком. А на Кубани Кодинец – это кличка.
Поэтому, упоминаемые в «Степной Лубенщине» Н.Иржавские Кодинцы, все-таки имели не фамилию, в общепринятом теперь понимании, которое начало формироваться как раз при образовании большинства фамилий в России - после реформы 1861года по 1900 годы.
И в это время нашего предка могли, например назвать в России - Кодинцевым, то есть, сыном кодинца. Или в Украине - Кодиненко – сыном кодинца.
А вот что означает само слово "кодина" - это вопрос спорный. Что-то явно угрофинское: то ли "болото" (речка, действительно, на большом протяжении заболочена), то ли очень сильно искажённая "женщина" ("кадын" по-телеутски). Учёные до сих пор спорят.
Но, повторюсь, у меня почти 100% уверенность, подкрепленная вышеизложенными фактами, что Кодиненко - фамилия, произошедшая из клички, ставшей именем собственным, Кодинец.
Я не возражаю, что Кодиненки к концу 1900 года являлись уже не очень богатыми землепашцами.
О причинах упадка благосостояния их предков Кодинцев сказано в вышеупомянутом труде «Степная Лубенщина».
Но благосостояние и гены, то есть родословная - вещи разные.
Если будет время и здоровье, как-нибудь я расскажу о тех «деталях» - в которых скрывается Истина.
Данные этой главы так же можно подтвердить или опровергнуть, достав данные ревизских сказок (то есть переписи населения) тех мест. Но пока у меня подходов к этой важной задаче нет
Таким образом, по моим предположениям, получается, что на сей день самым старым из известных нам предков считается
1. Сотник Мартином Кодинец, основавший хутор Низшій Иржавецъ .
Прежде он служил при лубенскомъ полковникѣ Андреѣ Маркевичѣ, а , в послѣдствіи въ 1727 и 1728 г.г. занял должность ( урядъ ) лукомского сотника.
2.Затѣмъ извѣстна покупка городисскимъ сотникомъ Иваномъ Кодинцомъ у козака Пушкаренка левады съ садомъ, лугом наа 100 копен сѣна и 15 дней поля къ своему хутору Ржавцу за 15 рублей и лошадь, цѣной въ 35 руб.3).
3.О сынѣ Ивана, войсковомъ товарищѣ Алексѣѣ, вспоминаютъ лишь по поводу споровъ его съ Башилобымъ за рыбныя ловли на Сулѣ, соединенныхъ съ вооруженными столкновеніями крестьянъ обоихъ помѣщиковъ;
4.О сынѣ же послѣдняго, Захаріи Алексѣевичѣ, сохранились болѣе полныя воспоминанія. У него было большое хозяйство: винокурня, двѣ водяныхъ мельницы и земляная (топчакъ), тѣмъ не менѣе хлѣбопашество не было значительными всего лишь два четырехпарныхъ плуга, зато развелось значительное скотоводство: до 50 рыжихъ и гнѣдыхъ кобылъ и стадо коровъ съ быкомъ сѣрой украинской масти. Была и пасика въ 500 пней.
(По мѣстнымъ даннымъ Кодинцамъ принадлежали еще земли при Юсковцахъ (хутора Косинскаго и Асауленка), Пулинцахъ, Але- ксандровкѣ и Мацковцахъ)
5.Но съ Захарія Алексеевича началось и паденіе Кодинцовскаго благосостоянія. Он стать запивать. «Якъ погоныть, винъ скотъ, або коней у ярмарок'!,, продасть и гуля зъ Свичкою и Косинскимъ. Вернется до-дому, побье въ себе викна и шо тильки йе, и диты по хутору ходять.
Бувалопрыйде у ричку мыться, набере грошей и кыда у воду.
6.Послѣднимъ владѣльцемъ небольшого уже имѣнія при Лукомьи былъ кирасирскій штабъ-ротмистръ Антонъ Захарьевичъ Кодинецъ, высокаго роста, полный, хорошій хозяинъ. Он резюмировалъ происшедшую 19 февраля 1861 г., перемѣну (Отмену крепостного права Г.К.), обратясь послѣ чтенія манифеста к;ь стоявшему вблизи козаку со словами: «Теперь вы—мы, а мы—вы».
7.Его сыновья продали и послѣдніе 'остатки батьковщины въ Лукомьи. А Низшій Иржавецъ был куплен Барановскими, владѣвшими сосѣднимъ хуторкомъ Чернеть.
Одинъ изъ сыновей—Иванъ, женатый на Родзянкиной, выселенъ былъ на гору, и таким образом был основан х. Высшій Иржавецъ.
(Не этот ли большой дом на пригорке, который дед показал, как свой родительский, я видел в 1961 году, когда мы ездили в Украину Г.К.).
Крестьяне этого хутора, а также Низшаго Иржавца и Барвинщины, доставшейся Хильчевским, а от них в приданное Н. К. Барвинскому, носятъ слѣдующія фамиліи: Брижахи, Винниченки, Гуки, Гусаки, Джулаи, Кодиненки, Криворучки, Лысенки, Нелийы, Орды^ Притулы, Спивенки, Сторчаки, Шамраи, Шингиреи и Шкаруиы.
Хронологически все совпадает: Антон Захарьевич Кодинец в 1861 году был мужчина в возрасте и мудром уме. Естественно, у него были дети. Про одного из них Ивана говорится, что он основал хутор Высшій Иржавецъ, где я видел дедовский дом. Значит, А.З.Кодинец жил где-то с 1850 по 1900 годы.
БУДЕМ УТОЧНЯТЬ ДАННЫЕ
Отсюда пока получается: то ли Иван сын Антона родил Григория. А Григорий – наших дедов Максима, Михаила, Ивана и бабушку Марию (по мужу Марченко).
То ли у Ивана Антоновича был брат Григорий Антонович.
На фотосестра Михаила и Григория Мария(Кодиненко) – по мужу(сидит рядом) Марченко
А вот, что пишет мне сестра Татьяна:
«Про Лубны слышала, и в ДМИТРОВКЕ была.
Я училась в классе 3-4 и в 1968 году мы с мамой и папой ездили в гости в Украину.
В Дмитровке проживали две семьи это Карпенко и Марченко одни угощали меня галушками, другие взваром.
В Дмитровке гостили у дяди Ивана тети Гали. Она работала в колхозе. Помню, что, когда мы приехали она постоянно уходила на прополку свеклы, зарабатывала трудодни, а им потом давали сахар. Помню кабана он был огромадных размеров. У них росли мальчишки где-то ваши с Мишей (мой и Танин брат Г.К) ровесники. Одного звали Гришка, второго не помню. Я еще с ними переписывалась, когда жила в Челябинске.
В Харькове жил брат отца дядя Степан. Он работал на ликероводочном заводе на какой-то руководящей должности. У него росли двое детей. Но их я не помню. Какие-то детские вспоминания.
В Харькове фамилия Степана Кодиненко (думаю, что он двоюродный брат отца).»